Дешевое станет дорогим: грузоперевозчики уверены в скором росте тарифов
Время чтения: 4 минуты
Первый квартал прошел под знаком отрицательной динамики ставок на автоперевозки. Но если по международным рейсам тенденция пока продолжается, то внутренняя логистика чуть воспряла духом уже в марте. Собеседники
Forbes уверены, что в скором времени рынок покинут ряд игроков, что позволит остальным вновь повысить тарифы, тем более что себестоимость перевозок продолжает расти
В конце I квартала ставки на грузоперевозки вышли из цикла затяжного снижения, рост сохранялся на протяжении всего марта, отмечает директор по управлению данными логистической платформы «Монополия» Александр Отрощенко. В результате средневзвешенный тариф вырос с 61,4 рубля в начале марта до 66,5 рубля за километр — в конце, а индекс, рассчитываемый на основе реальных ставок на выполненные заявки по России, увеличился на 9%. «При этом рост произошел равномерно по всей стране: самые популярные направления, которые значительно влияют на расчет ставок, прибавили не более одного рубля», — акцентирует внимание Отрощенко. В прошлом году, по его словам, сезонный фактор не отразился на ставке позитивно: средневзвешенное значение тарифов за март 2024 года, по расчетам «Монополии», даже снизилось с 71,1 до 69,4 рубля за километр.
«Вероятно, это первые признаки оздоровления рынка, который постепенно адаптируется к сложностям на фоне высокой ключевой ставки и избытка грузовиков, — делает вывод Отрощенко. — Выход тарифов из пике позволит участникам рынка планировать свою деятельность и повысить рентабельность перевозок». Он добавляет, что многое покажет динамика апреля. «По нашим оценкам, текущий небольшой рост может закрепиться в ближайшие 2–3 месяца, — прогнозирует Отрощенко. — Прогнозы на год делать преждевременно, но если тенденция сохранится, для рынка может реализоваться позитивный сценарий». Опрошенные Forbes участники рынка полагают, что дальнейший рост тарифов составит до 25% — в зависимости от вида автоперевозок и направлений.
Печальная динамика международного направления
На международные автоперевозки в марте тарифы не выросли, а на отдельных направлениях даже несколько снизились, подсчитал заместитель гендиректора по мультимодальным перевозкам BMJ-logistics Юрий Фиошкин. «На европейском направлении перевозчики работают на грани себестоимости, — рассказывает он. — В условиях высокой конкуренции и ограниченного спроса многие компании не могут поднимать цены, так как это может оттолкнуть клиентов». На китайском направлении тарифы на автоперевозки в марте продолжили снижаться, хотя темпы этого снижения замедлились по сравнению с февральско-мартовским периодом, подтверждает директор по логистике ГК «ЕТЕ» Евгений Школьный. За месяц тарифы снизились на 7–15% в зависимости от маршрута и расстояния. В феврале-марте 2025 года на рынке грузоперевозок из Китая в Россию наблюдалось затишье со стороны импортеров, вследствие чего цены на доставку снижались, уточняет директор по развитию YM Trans Group Иван Грошев.
Рынок жаждет денег
Текущая рыночная и экономическая ситуация, а также рост себестоимости перевозок год к году неизменно приведут к тому, что часть игроков логистического рынка будут вынуждены его покинуть, полагает Волчков из «Курьер сервис экспресс». «Окажет влияние на стоимость доставки автомобильным транспортом и уход с рынка мелких перевозчиков, по которым ударило падение объемов в I квартале», — прогнозирует Бронников из BQB Express. Выдержат финансово стабильные незакредитованные компании, которые заключают долгосрочные контракты с грузовладельцами и планируют свою бизнес-деятельность, уверен операционный директор транспортно-логистической компании «А2 Экспедирование» Никита Злобин.
По мнению Злобина, баланс спроса и предложения уравновесится не в апреле, как в прошлом году, а где-то в июле-августе. «Мы ожидаем сезонного увеличения тарифов уже с апреля на 10–15%, а также сезонный рост в конце III или начале IV квартала еще на 10–15%», — прогнозирует руководитель отдела развития магистральной логистики Boxberry Дмитрий Урмаев.
По мнению Урмаева из Boxberry, в связи с активным развитием маркетплейсов и ростом доли малогабаритного груза в первую очередь подорожают малотоннажные виды транспорта.
«Но средневзвешенная ставка все равно может оказаться ниже рыночной, — допускает Васканян из NC Logistic. — Перевозчики получают прибыль в моменте, но затем снова могут столкнуться с периодом простоя, когда транспорт начнет приносить убытки. Если учесть издержки, связанные с выплатами по лизингу и другими расходами, то моментальный всплеск покроет лишь образовавшуюся дыру».
Некоторого роста тарифов перевозчики ожидают в конце апреля за счет отмены разрешений на въезд в Россию отдельных категорий товаров на европейских машинах без процедур перецепа и перегруза, говорит Фиошкин. По его словам, с отменой этих разрешений многие перевозчики смогут повысить свои ставки, что, безусловно, окажет влияние на общий уровень тарифов. «Можно предположить, что рост будет умеренным и не превысит 5–10%», — полагает Фиошкин.
Автомобильные перевозки по России – простой и надежный способ доставить груз в необходимое место. На нашем сайте вы можете ознакомиться с предложениями по продаже б/у и новой грузовой техники. Больше информации в нашем каталоге –
https://sgmtrucks.ru/catalog/
Рекомендуем
Логистические достижения, вошедшие в Книгу рекордов Гиннесса
Как сезонные факторы влияют на стоимость грузоперевозок
Признаки необходимости замены масла в двигателе