Основные методы регулировки седла полуприцепа
Время чтения: 4 минуты
Опытные дальнобойщики знакомы с ситуацией, когда во время движения ощущается стук в задней части машины. Перво-наперво в таком случае проверяют состояние подвески, рессор, амортизирующих элементов тягача. Если данные детали в порядке, стоит проверить седельно-сцепное устройство (ССУ). В процессе движения или при ненадлежащей регулировке при загрузке машины, может появиться люфт и другие негативные проявления. Для водителя важно уметь самостоятельно отрегулировать ССУ. Хотя бы на уровне, достаточном для того, чтобы доехать до ближайшей станции техобслуживания TIR.
Что такое ССУ
Седельно-сцепное устройство или упрощенно седло тягача – соединительный элемент грузовых машин, который позволяет надежно присоединить полуприцеп к тягачу. Деталь изготавливается таким образом, чтобы выдержать значительные нагрузки во время движения и обеспечить надежное безопасное соединение. Современный ССУ оснащены электронными системами, которые максимально упрощают процесс сцепки-расцепки полуприцепа и тягача. Устройство состоит из опорной плиты, непосредственного самого разъемно-сцепного механизма и узла обеспечения гибкости. Соединение проводится путем введения шкворня в отверстии опорной плиты. Далее он закрепляется замковыми деталями.
В современных тягачах используются два механизма сцепления – однозахватный и двухзахватный. Соединение тягача и полуприцепа должно быть надежным, но в то же время гибким, чтобы обеспечить комфортное и безопасное движение. Для этого существует 3 степени свободы сцепления, которыми регламентируется наклон, поворот и качание полуприцепа.
Регулировка
О проблеме в ССУ сигнализирует нехарактерный звук с задней части машины как во время остановки, так и во время движения. Регулировка в таком случае – обязательна. Прежде всего, необходимо проверить состояние втулок, резинок, состояние место вхождения клина. При необходимости втулки и резинки – меняют, а место для клина чистят. Кроме того, необходимо проверить подушки ССУ, не изношены ли они. Узнать это можно, сняв седло и проверить, не лежит ли оно на подрамнике. При исправных подушках – не лежит. Еще один элемент, нуждающийся в осмотре – запорные детали. Также можно вставив палец в седло, провести вращение шкворня. Если есть сильный зазор. Его можно отрегулировать с помощью спецручки или расконтрогаенного болта. После этого проехать несколько метров, остановится и окончательно закрепить гайку. Данный метод не рекомендован производителями, но опытные дальнобойщики уверяют в его эффективности.
Также может случиться ситуация, когда изнашиваются детали немонолитного седла, а срок гарантийного обслуживания истек. В таком случае проводят наварку клина или губки с последующим протачиванием. Если же износилась отверстие в опорной плите (цилиндрическая поверхность), необходимо провести токарные работы – наварку плиты или выточку ново «подковки» с последующей обработкой абразивом.
Регулировку или замену седла проводят при появлении люфта, причиной которого может быть плохое состояние полимерных вкладышей или сайлентблоков седла. Проводить обслуживание ССУ необходимо каждые 5000 км пробега.
Вышеперечисленных способов проверки состояния и регулировки седла тягача достаточно, чтобы решить проблему с нехарактерными звуками и люфтом.
Частые поломки ССУ и способы их устранения
Проблема
|
Причина
|
Что делать
|
Седельно-сцепное устройство не закрывается
|
- Слишком высоко установлен шкворень
-
Неправильный размер шкворня
-
Неправильно установленная плита
|
- Установите опорную плиту на одном уровне с ССУ
-
Замените шкворень
-
Установите плиту правильно (на одно уровне с ССУ, максимальный перепад – 50 мм)
|
ССУ соскакивает с открытого положения
|
- Деформация стопора
-
Неисправная пружина
|
Замена неисправных деталей
|
Не открывается ССУ
|
- Тягач и прицеп находятся не на одном уровне
-
Поломка деталей ССУ
|
- Ослабить замок
-
Обратиться в сервис
|
ССУ соскакивает с положении готовности
|
- Деформация запорного крюка
-
Неисправная пружина
|
Замена неисправных деталей
|
Седельно-сцепное устройство полуприцепа и тягача взаимно перемещаются (плюс слышно специфический стук)
|
Излишний люфт запора или опоры
|
Обратиться в СТО
|
Рекомендуем
Подготовка к перевозке грузов рефрижератором перед рейсом
Как выбрать полуприцеп для перевозки лекарственных средств
FRC на рефрижератор — что это такое?