Перевозчики сыпучих грузов, например цемента или зерна, сообщают о тяжелой ситуации в отрасли, вызванной невозможностью соответствовать всем требованиям о нагрузке на ось. Это влечет за собой огромные штрафы. В том, почему законным правилам сложно соответствовать и почему это формирует серый рынок, разбирался
Forbes
В России действует норматив, предписывающий предельную нагрузку на ось транспортного средства, размер которой варьируется от 6 т до 11,5 т в зависимости от типа машины и дороги. Он утвержден постановлением правительства №2200 в 2020 году. По словам собеседников Forbes, из-за данной нормы перевозчики часто подвергаются штрафам, особенно это касается тех, кто везет сыпучие грузы, такие как щебень или зерно.
Частично проблема решается: с 1 апреля 2025 до 1 марта 2028 года отменен весовой и габаритный контроль в отношении тяжеловесных транспортных средств, используемых для перевозки твердых коммунальных отходов, говорит заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Артем Кирьянов. По его словам, постоянное нарушение нормативов по нагрузкам на ось приводило к административным штрафам от 250 000 до 400 000 рублей за каждый выявленный случай, компании не рвались заниматься вывозом коммунальных отходов. «Однако остальным отраслям пока подобные облегчающие жизнь меры не предлагают», — заключает он.
Оно шевелится
«Научными экспериментами доказано, что сыпучие грузы, перемещаясь в кузове пути следования (разгон, торможение, сложный рельеф местности), способны менять осевые нагрузки автомобиля от 1,4% до 4,9%, — объясняет депутат Кирьянов. — То есть грузоотправитель перед отправкой измеряет вес, убеждаясь, что он в пределах нормы, проверяет нагрузку на каждую ось. Далее в пути нагрузка по осям может меняться, и ни грузоотправитель, ни перевозчик на этот процесс повлиять объективно не может. В то же время есть требования закона к грузоотправителям и перевозчикам — они обязаны обеспечить нормативно допустимую нагрузку. И судебная практика вплоть до постановлений Верховного суда складывается специфическим образом: объективно перевозчик не может, но обязан обеспечить соблюдение норм, а если не обеспечил — платит штраф».
Участники рынка это подтверждают. «Проблема смещения груза — классическая для отрасли, даже при правильной погрузке вибрация, резкие маневры или изменение траектории движения могут привести к перераспределению веса и перегрузу на ось», — говорит гендиректор компании Frank Auto Ирина Франк.
Дорогое смещение
Потери из-за смещения груза и изменения нагрузки на ось для перевозчиков выражаются не только в самих штрафах, но и в попытках их избежать, говорят опрошенные эксперты. По словам Коптева из «Скиф-Карго», штрафы за перегруз достаточно часты, но точных данных по их количеству нет. «Также с начала года штраф за перегруз транспортных средств увеличился более чем на 50%, причем размер скидок при оплате в льготный период снизился с 50% до 25% от суммы штрафа», — напоминает он.
Главные страдальцы
По словам собеседников Forbes, от штрафов и прочих сложностей, связанных с контролем нагрузки на ось, страдают не только сами перевозчики, но и получатели грузов, так как затраты становятся и их издержками. И главные пострадавшие отрасли здесь — сельское хозяйство и строительный сектор.
У строительной отрасли проблемы возникают с такими сыпучими грузами, как песок, щебень, гравий, сухие строительные смеси, грунт, рассказывает Коптев. Например, автомобильный транспорт — основное средство доставки цемента до потребителей.