С 1-го августа 2023-го года в России повышается утилизационный сбор на ввоз импортной техники. Прежде всего это решение затронет сегмент легковых автомобилей, поскольку там, по сути, закрывается «лазейка», позволяющая импортировать машины дешевле на физических лиц. Однако на рынке грузоперевозок, где сейчас и без того остро ощущается недостаток качественных транспортных средств, оно тоже отразится. Представители отрасли опасаются, что в итоге увеличение утилизационного сбора приведет к дефициту провозных мощностей, что, в свою очередь, спровоцирует рост ставок, в то время как далеко не факт, что этот рост позволит покрыть действительные издержки транспортников.
Российский рынок автомобильных грузоперевозок сейчас находится «в ситуации дефицита качественных тягачей (с КТГ выше 98%), устаревающего грузового парка, долгого срока поставки как китайской, так и российской техники, отсутствия достаточного количества профессиональных водителей, нестабильного качества грузовых шин.
Повышение утилизационного сбора может «создать дефицит провозных мощностей» и тем самым вызвать еще больший рост ставок, в то время как, «согласно аналитическим данным, за год, с июля 2022-го года, ставки уже увеличилась на 38%».
При этом не факт, что повышение тарифов сможет обеспечить увеличение прибыли транспортных компаний. Не исключено, что оно позволит покрыть только текущие издержки перевозчиков, связанные с ростом стоимости техники.
Принятое решение сильнее всего отразится на тех компаниях, которые находятся вне теневой зоны. При этом большая часть рынка — 93% перевозчиков — средние и мелкие игроки, которые не имеют возможности закупать новую технику и обновлять автопарки, так как у них нет доступа к финансированию.
Таким образом, с 1-го августа 2023-го года утилизационный сбор повысится на все виды грузовиков, седельные тягачи, автофургоны, автосамосвалы и специальные транспортные средства, ввозимые в Россию из-за рубежа. В среднем, коэффициенты как на новые машины, так и на машины старше трех лет вырастут в 1,7 раза.
Из-за повышения утилизационного сбора импортируемые грузовики (а сейчас это в основном китайская техника) уже в III-IV кварталах текущего года подорожают как минимум на 8-13%.
trans.ru