В настоящее время в России активно строятся и развиваются сети высокоскоростных дорог, ориентированные на основные направления движения "Север-Юг" и "Запад-Восток", с целью охватить значительную часть территории страны. Эта стратегия направлена на создание интегрированных и эффективных транспортных маршрутов, что приведет к улучшению условий для транзита и грузовых перевозок, а также к сокращению времени и стоимости доставки для бизнеса. Прогнозируется, что к 2030 году эти новые дороги смогут обрабатывать до 120 миллионов тонн грузов ежегодно, способствуя развитию экономики за счет снижения транспортных расходов и повышения эффективности грузоперевозок.
Центральной осью дорожной сети является Центральное кольцо автомобильных дорог (ЦКАД), которое было официально открыто в июле 2021 года. Это стало ключевым звеном в соединении высокоскоростной дороги М-11 "Нева" с важнейшими транспортными артериями, включая М-4 "Дон" – главную дорогу южного направления России, а также планируемое к расширению до китайской границы шоссе М-12 "Восток". В 2023 году дорога М-4 "Дон" показала рекордные показатели использования: число проездов легковых автомобилей достигло 97,7 миллионов, что на 10% выше, чем в предыдущем году, а количество проездов грузовиков составило почти 34 миллиона, превысив прошлогодние результаты на 13%.
В настоящее время активно развивается проект строительства магистрали М-12 "Восток", начавшей свое возведение на участке между Москвой и Казанью в конце прошлого года. Планируется, что к 2024 году дорога пройдет до Екатеринбурга, а к 2030 году целью станет достижение Владивостока, установив транспортные связи с Казахстаном, Китаем и Монголией.
Эти разработки приведут к увеличению объема грузоперевозок по маршруту "Запад-Восток" до 70 миллионов тонн в год в течение ближайших шести лет. Планируется также увеличить грузооборот по транспортному коридору "Север-Юг" до 50 миллионов тонн в год к завершению работ, включая 15 миллионов тонн в рамках международных перевозок.