05.02.2025

В 2025 году прогнозируется, что рынок грузоперевозок может потерять до половины участников

В 2025 году прогнозируется, что рынок грузоперевозок может потерять до половины участников из-за того, что автоперевозчики столкнулись с проблемой несоответствия расходов нормам себестоимости. Как следствие, с февраля стоимость доставки грузов по России может увеличиться в два раза, что создает проблему в условиях инфляции.

По данным издания " Новые Известия", в отрасли грузовых перевозок зафиксирован острый дефицит дальнобойщиков. В секторе "Рабочий персонал" на вакансию водителя приходится 23% от общего числа рабочих мест. Несмотря на это, зарплаты водителей растут стремительными темпами, увеличившись на 42% к 2024 году.

Владимир Матягин, президент Ассоциации грузового транспорта «Грузавтотранс», в интервью «Новым Известиям» озвучил ключевые факторы, способствующие нестабильности в отрасли. Проблемы накапливаются со всех сторон.

— Одной из главных причин является возраст водителей, который значительно увеличился, в то время как новых специалистов на рынке практически нет, — отметил он.

Еще один из ключевых аспектов, который необходимо учесть, это возраст автопарка. Средний возраст автомобилей в России составляет 23 года, что приводит к серьезным проблемам. Найти опытного водителя для старого транспортного средства становится крайне сложной задачей. Никто не хочет иметь дело с автомобилем, который постоянно ломается во время поездок.

Крупные транспортные компании приняли строгую систему штрафов, чтобы наказывать дальнобойщиков за любые нарушения.

Экономист Николай Кульбака подчеркивает, что утечка кадров в стране в значительной степени обусловлена высокими зарплатами в оборонной отрасли, что приводит к нехватке работников на рынке. В результате вакансии для водителей становятся всё более привлекательными благодаря щедрым предложениям по зарплате. Например, в Татарстане появилось рекламное объявление, предлагающее работу дальнобойщиком с окладом в 400 тысяч рублей в месяц.

По словам Николая Кульбаки, бизнес сталкивается с серьёзными трудностями в повышении заработной платы, поскольку другие расходы заметно возросли. У грузоотправителей также отсутствуют свободные средства для увеличения выплат транспортным компаниям, что создает замкнутый круг проблем. В таких условиях найти разумное решение становится практически невозможно.

Последние 2 года рынок автомобильных грузоперевозок демонстрирует стабильный рост. В 2023 году объем этого рынка достиг 4,6 триллиона рублей, а в 2024 году прогнозируется до 5,2 триллиона рублей. Тем не менее, показатели рентабельности транспортных компаний вызывают серьезные опасения, так как они продолжают снижаться.

В 2024 году цены на топливо выросли на 11%, налог на прибыль увеличился на 5% с начала года, а утилизационный сбор подскочил почти на 140%. Акцизы на топливо также возросли на 16% с 1 января.

Цена новых автомобилей значительно возросла. Также наблюдается рост штрафов, особенно в тех регионах, где наказания за нарушения правил дорожного движения, такие как "Грузовикам проезд запрещен", увеличились в десять раз, несмотря на отсутствие четкой регламентации проезда. Эти изменения в законодательстве оказывают непосредственное влияние на формирование цен.

В настоящее время, чтобы хотя бы покрыть расходы на транспортировку, стоимость услуги должна составлять около 100 рублей за километр. Однако на практике грузовые автомобили, принадлежащие транспортным компаниям, работают по совершенно иным тарифам.

В настоящее время средняя ставка за километр составляет около 50-60 рублей, что явно не покрывает все расходы. Из этой суммы лишь 10% направляется на оплату труда. Согласно анализу, проведенному в прошлом году, операторы грузоперевозок завершили год с убытками, составившими 17% от общих затрат.

Согласно прогнозам Ассоциации грузового транспорта «Грузавтотранс», к 2025 году около половины перевозчиков могут уйти из этой индустрии в связи с существующими условиями.

Причиной такого развития событий является не только экономическая невыгодность. Многие устаревшие автомобили находятся в плачевном состоянии и нуждаются в замене, однако средств на обновление автопарка катастрофически не хватает.

Экономист Николай Кульбака отмечает, что грузовики, производимые в Китае, не оправдали ожиданий. Вместо качественных европейских производителей на рынок поступили недорогие китайские автомобили, которые, к сожалению, не обладают долговечностью и не подлежат качественному ремонту. Российские дистрибьюторы, занимающиеся продажей китайских грузовиков, сталкиваются с проблемой отсутствия необходимых запчастей из-за нежелания китайских производителей предоставлять их. 

Илез Хамурзиев, технический директор компании Dentro, прогнозирует, что в текущем году общие расходы транспортных компаний могут вырасти на 40-50%. В настоящее время капитальные затраты на приобретение автомобилей составляют около 28% от всех расходов перевозчиков. При этом 13% средств уходит на обслуживание и ремонт транспортного парка, а 17% — на оплату труда водителей.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы
первыми узнавать о поступлении новой техники Самое важное и интересное только на канале

Есть вопросы к специалисту?

Введите телефон, с Вами свяжется специалист отдела продаж и подберёт технику под Ваши потребности

Как с Вами связаться?

Есть вопросы к специалисту?
˄
whatsapp