Перевозка грузов на каждом этапе подразумевает определенные риски – задержка в дороге, дорожно-транспортное происшествие, повреждение товара, порча во время транспортировки, кража и многое другое. В большинстве случаем именно транспортная компания (перевозчик) несет полную ответственность за сохранность, целостность и соблюдение сроков. Рассмотрим детальнее этот вопрос, а также как правильно себя вести в спорных ситуациях.
Что говорят законы
Основным документом в сфере перевозок, который содержит всю информацию о товаре, его условиях транспортировки (для заказчика и для перевозчика) является договор перевозки. Отношения между заказчиком и исполнителем регулируется нормами Гражданского кодекса. Это касается как грузовых, так и грузопассажирских перевозок. Однако, многие положения ГК имеют весьма расплывчатый и обобщенный характер.
В соответствии с ГК, в момент получения груза перевозчик перенимает на себя ответственность за его сохранение и транспортировку. После фактической отгрузки товара получателю данная ответственность больше не действует. Отметим, что понятие «презумпции невиновности» в данном контексте не действует, и компания-перевозчик должна обосновать утверждение, что она не могла повлиять на обстоятельства, которые привели к повреждению или порче груза.
Когда ответственность не наступает?
Причинами, по которым может быть снята ответственность с перевозчика за возникшие проблемы с товаром, являются:
· Особенности товара, которые заказчик не указал в договоре.
· Обстоятельства, которые полностью зависят от отправителя или получателя.
· Ошибки при оформлении договора, когда ответственность на перевозчика возлагается несправедливо.
· Повреждение упаковки или тары, которую пропустили при загрузке товара и первичном осмотре.
При этом существуют различные нормы, которые регулируют спорные ситуации при перевозке грузов различными видами транспорта – автотранспортом, железнодорожным составом, авиатехникой, морским транспортом.
Если случилось ДТП
Если происшествие случилось по вине третьей стороны, грузовой компании предстоит доказать, что водитель соблюдал правила дорожного движения, и сделал все от себя зависящее, чтобы избежать аварии. В противном случае российские суды становятся на сторону владельца груза. То есть, данное обстоятельств, не считается непреодолимым, даже если вина в ДТП не перевозчика.
Поэтому, что обезопасить себя от возможных проблем – груз лучше всего застраховать.
Важные нюансы
При составлении договора обязательно четко разграничьте, кто и в какой момент отвечает за груз. Не должно быть времени, когда никто не несет ответственности. Кроме того, важно отметить, как именно наступает ответственность за товар:
· За штуку товар.
· За упаковку (коробку).
· За паллету.
· Артикульно-покоробочная.
Ситуация может возникнуть в том случае, если грузоперевозчик, например, получил 10 запечатанных паллет с товаром, однако в паллетах не хватает товара. Перевозки доставил 10 паллет, а значит ответственности за то, что в них было недостаточно товара –он не несет. Если при погрузке водитель заметил любое несоответствие в количестве или перечне товара, необходимо исправить ситуацию на месте или составить акт, где будут отмечены эти нюансы.
При выгрузке товара приемщик товара должен оформить сопроводительные документы. В случае несоответствия количества, повреждений или брака, необходимо оформить акт ТОРГ-2 до передачи документов о приемке представителю перевозчика.
Возмещение ущерба
В соответствии с Гражданским кодексом РФ предусмотрено следующие типы возмещения ущерба:
· Груз доставлен не полностью – возмещение потери перевозчиком.
· Груз доставлен с незначительными повреждениями – возмещение снижения стоимости товара перевозчиком.
· Груз с объявленной стоимостью – перевозчик компенсирует часть поврежденного/утраченного товара, при полной потере или невозможности восстановления даже части груза – возмещает полную объявленную стоимость.
Предлагаем вам ознакомиться с техникой, которую мы продаем –
https://sgmtrucks.ru/catalog/